Программа «Обучаем успеху»

Teach_Sucsess

Основная цель программы – повышение уровня осведомленности населения о правах человека и внедрение инновационных методов неформального гражданского  образования.

Осенью 2011 года во время Первого Всеукраинского форума организационного развития мы впервые ознакомились с техникой патисипативной фасилитации. Представляла эту, тогда еще необычную для украинских общественников технику Ирина Фурсман, президент общественной организации ICA и консалтинговой компании Brimeyer Fursmsn, LLC.  Примерно в тоже время Консорциум менеджмент-образования в Украине CEUME проводил цикл мероприятий по внедрению ситуационного обучения (т.н. кейс-метода). Директор Консорциума Александр Сидоренко привлек этого целую плеяду выдающихся специалистов по case study: Юрий Сурмин, Александра Бакланова, Алексей Виноградов. А уже через год Участники программы «Обучаем успеху» разрабатывали кейсы правозащитной тематики для Международной конференции «Эффект бабочки» (Киев, 23 ноября 2012). Мы решили объединить эти две наиболее передовые на тот момент методики обучения в одном проекте. Тем более, что благодаря полученной в CEUME подготовке уже были разработаны первые учебные кейсы правозащитной тематики. Один из них «Конгрегация пропаганды веры» вышел в свет в июне 2012.

Почему именно кейс-метод?

Типичный учебный кейс представляет собой ситуационное упражнение, приложения к нему и методические рекомендации для тренера. Такое сочетание позволяет трансформировать «сырые» данные из приложений в полезную информацию и создать условия для реализации этой информации в управленческих решениях. При этом управленец, принимает решение самостоятельно, с учетом своих знаний, навыков и гражданской позиции. Задача фасилитатора только в том, чтобы помочь ему определиться. Помимо обучающей функции учебный кейс выполняют и прогностическую функцию, т.к. зачастую содержит информацию, позволяющую лицу, принимающему решение проанализировать возможные варианты развития событий.

В рамках программы реализовано два социальных проекта – «Создание молодежного кружка социальной анимации»  и «Продвижение прав человека в Николаевской области».

Основной задачей первых двух первых проектов HRTC было содействовать открытости отечественных НПО. Предварительно проведенный анализ активности 80 000 общественных организаций, зарегистрированных на тот момент в Украине, свидетельствовал, что большинство их руководителей воспринимало друг друга, как конкурентов, и получив за границей эксклюзивные знания, мало кто желал ими делиться бесплатно. В течение года нам удалось преодолеть эту негативную тенденцию. К концу 2012 года двадцать первых слушателей HRTC изучили основы кейс-метода и разрабатывали свои собственные ситуационные упражнения правозащитной тематики. В феврале 2013-го был проведен конкурсный отбор. А уже весной 2013 года благодаря привлеченным экспертам Ирине Фурсман, Светлане Саламатовой (ICA-UA) и Владимиру Саламатову из Национальной академии управления при Президенте Украины была сформирована группа серифицированных тренеров ToP. За пол-года они провели более 20 собственных образовательных мероприятий и адвокаси-кампаний. В правозащитную деятельность было вовлечено более 200 человек.