Этой статьей мы начинаем цикл информационных модулей, разработанных нами для сборника “Азбука прав человека” по заказу канадского правозащитного фонда “Эквитас”.
Право на достаточный жизненный уровень (используются также термины: право на адекватный уровень жизни и право на достойный уровень жизни) — одно из социально-экономических прав человека.
Положения международного права
В 1948 году отражено в международном праве — в части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека — «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». Оно же закреплено в части 1 статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах («право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище») и в пункте 1 статьи 4 Европейской социальной хартии («право трудящихся на вознаграждение, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни»). Гарантии этого права также особо выделены в статье 27 Конвенции о правах ребёнка и статье 28 Конвенции о правах инвалидов.
Однако, несмотря на то, насколько важно каждому иметь достаточное жилье, по оценкам Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам, в различных регионах мира более одного миллиарда человек не имеют достаточного жилья, причем более 100 млн. человек живут в условиях, которые позволяют отнести этих людей к категории бездомных.
Согласно определению, которое содержится в Глобальной стратегии ООН по вопросам жилья, достаточное жилище предусматривает надлежащую защиту частной жизни, надлежащую жилую площадь, надежную безопасность, надлежащее освещение и вентиляцию, надлежащую базовую инфраструктуру и надлежащее расположение относительно производственных и других основных объектов, к тому же все это – за умеренную плату. |
Вопросы реализации права на адекватные стандарты жизни в Украине
Конституцией Украины установлено, что каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище (статья 48). Это положение Конституции является основным для определения права человека на адекватные стандарты жизни. Проблема бедности и реализации права на достойный уровень жизни остается одной из острейших среди всех проблем защиты социальных прав в Украине. Это можно заметить на примере такого социального идентификатора, как средняя зарплата: так, по данным госкомстата Украины средняя заработная плата в декабре 2011 года составляла 3054 грн., а уже спустя 2 месяца – 2799 грн., т.е. снизилась на 8,3% (http://www.nibu.factor.ua/ukr/info/socposobiya/sred-zarp-reg/).
Кроме того, анализ законодательной деятельности Верховной Рады Украины свидетельствует о том, что при принятии законов о Государственном бюджете Украина систематически останавливается действие других законов Украины относительно предоставления льгот, компенсаций и гарантий, которые являются составной конституционного права граждан на социальную защиту и достаточный уровень жизни каждого (статьи 46, 48 Конституции Украины). Из года в год Конституционный суд Украины признает не соответствующими Конституции Украины положения Законов Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, однако такие нарушения продолжают иметь место. Так, Законом о государственном бюджете на 2012 год власть фактически приостановила действие 11 законов о социальной защите чернобыльцев, афганцев, ветеранов и инвалидов войны, жертв нацистских преследований, детей войны, военных пенсионеров, шахтеров, врачей и др.
Наличие услуг и инфраструктуры, примеры кампаний гражданского действия
Согласно программы ООН по населенным пунктам «ООН-Хабитат», все бенефициары права на достаточное жилье должны иметь устойчивый доступ к природным и общественным ресурсам, системам снабжения питьевой водой, энергией для приготовления пищи, отопления и освещения. Также обязательным является наличие систем санитарии и гигиены, хранения продуктов питания, удаления отходов, канализации и вызова чрезвычайных служб.
Тут можно привести характерный пример, как локальное сообщество депрессивного микрорайона г. Николаева (т.н. мкр. «Ялты») добилось улучшения качества жизни своих граждан. В указанном микрорайоне с незапамятных времен условия жизни были далеки от комфортных – отсутствовал водопровод и канализация, а дороги находились в таком ужасном состоянии, что ни «скорая помощь» ни другие чрезвычайные службы не имели возможности прибыть по вызову. В результате кампании гражданского представительства, проведенной тремя общественными организациями (Фонд развития города Николаева, «Скауты Николаева» и орган самоорганизации населения «Ялты») были внесены изменения в городскую целевую программу и начались работы по прокладке инженерных сетей и ремонту дорог. Подробности можно узнать из презентации «Формула успеха гражданского действия»: http://prezi.com/r0tl2oz4ht3r/copy-of/.
Следующий пример – город Сосновка Львовской области. Основная промышленность города – угольная. Руководство угольной шахты «Надежда» приняло новую программу развития горных работ, согласно которой добывающие работы проводятся непосредственно под городом, и это уже привило к проседанию грунта, в жилых домах появились трещины, не исключено затопление города искусственным озером. В настоящее время общественная организация «Сосновчане» активно борется за право жителей своего города на адекватные стандарты жизни, и мы надеемся, что с помощью такого инструмента, как гражданское представительство (адвокаси), им удастся изменить ситуацию к лучшему.
Борис Кудар
Recent Comments